|
Коротаева Марина Николаевна
учитель математики
II квалификационная категория
МОУ Сухановская СОШ.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Пояснительная записка.
В пятом классе МОУ Сухановская СОШ обучается 8 детей, из них 4 девочки и 4 мальчика. Класс занимается по учебно- методическому комплекту авторов Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. «Математика 5 класс». Дети имеют различную степень готовности к обучению, у большинства учащихся достаточный уровень сформированности познавательного интереса. Учащиеся умеют самоорганизовываться на выполнение любого задания, могут оценивать деятельность как свою, так и других.
Данный урок входит в состав раздела «Дробные числа» и учащиеся уже имеют представление о дробных числах, умеют складывать и вычитать десятичные дроби.На уроке реализуются предметные и межпредметные связи: биология, природоведение, информатика.
Закрепление и контроль изученного материала на уроке реализуется через использование карточек, выполнение теста.
Обратная связь осуществляется посредством самооценки обучающихся своей деятельности.
Использование НИТ на всех этапах данного урока позволяет реализовать такие базовые принципы урока:
-
наглядность;
-
обратную связь;
-
красочность, привлекательность;
-
развитие интереса к предмету;
-
межпредметные связи;
-
смена деятельности;
-
создание ситуации успеха;
-
коммуникативность.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению математики, особенно в 5 классе при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Использование данных технологий позволяет: повысить интенсивность мыслительной деятельности; развить и проверить скорость и качество мыслительных операций; повысить мотивацию, т.к. происходить интеграция способов учебной деятельности.
Данный материал рассчитан на один урок (45 минут).
План урока.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся.
Задачи:
-
проверка практических навыков и умений при работе с десятичными дробями;
-
воспитание стремления к самостоятельной работе;
-
активизация работы учащихся;
-
расширение знаний учащихся об окружающем мире.
Оборудование: компьютер с проектором, слайды, дидактические карточки, конверты с заданиями.
Ход урока.
№ |
Этапы урока |
Время |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент |
1 мин. |
Учитель встречает учащихся. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии, где вы узнаете много интересного и увлекательного. На нашем занятии вы должны быть внимательными, любознательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. |
|
2. |
Сообщение темы, цели и задач урока
Подготовка учащихся к восприятию материала |
2 мин. |
Сегодня необычный урок. Урок – путешествие по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Показ слайда №1
Сегодня за работу на уроке каждый из вас получит оценку.
|
Учащиеся записывают число, тему урока в тетрадь |
3. |
Работа устно |
6 мин |
Теперь повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей, округление дробей.
Слайд № 2
После повторения правил выполним задание «Верно ли что?»
Слайд № 3
Выполним задание, записанное на доске:
- округли до единиц и вычисли:
2,2 + 3,9 9,5 – 3,1
4,6 + 6,4 5,9 – 3,5
3,2 + 7,1 8,3 – 0,6
(число примеров соответствует числу учащихся в классе) Молодцы ребята!
Следующее задание:
- Вместо звёздочек вставьте одну из цифр, чтобы округление было верным (число примеров должно соответствовать числу учащихся в классе)
2,49* приб= 2,42 13* приб= 14
6,07* приб= 6,08 5,62* приб= 5,62
4,81* приб= 4,81 3,25* приб= 3,26
Умницы! Вы все успешно справились с заданием. |
Учащиеся проговаривают правила сложения и вычитания десятичных дробей, округление дробей.
Учащиеся читают по очереди (по цепочке) равенства и отвечают на вопрос верно? или неверно?
Говорят только ответы
Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают цифры, проговаривая правило округления десятичных дробей. |
4. |
Работа в тетрадях. Решение заданий.
Слова учителя
Рассказ учителя
Слова учителя
Рассказ учителя
Рассказ учителя
|
12 мин |
Решаем задание 1:
«Один гектар еловых насаждений задерживает в год 32,2т. пыли, вяза на 11,55т. пыли больше. Сколько тонн пыли задержат ельник и вязы за год вместе.
Слайд № 4
С первой задачей справились все верно. Молодцы!
Найдя значение выражения, вы ответите на вопрос: «Какое животное бежит «быстрее?»
6,7 + (357,12 – 48 +2,76) =
Слайд №5
Верный ответ – тигр.
Тигр – вид хищного зверя рода больших кошек, включает семь подвидов. Наиболее крупным подвидом является амурский тигр, длина которого достигает 3 м, а вес – 390 кг.
До 30-х годов амурский тигр встречался в Закавказье. Теперь этот хищник сохранился главным образом в заповедниках.
Найдя значение этого выражения, вы ответите на вопрос: «Кто из этих зверей является хищником?»
6,9 –(0,028 + 0,36 +4,2) -1,5 =
Слайд №6
Молодцы, вы справились с заданием. Итак, верный ответ - колонок.
Колонок – хищное млекопитающее. Длина тела до 40см, хвоста около 18см; масса 650-820г. Пушистая шерсть окрашена в однотонный рыжевато-охристый цвет, конец мордочки – в белый цвет, около глаз черная маска. Летняя окраска более темная. Колонок распространен на востоке Европы и в Азии, в тайге и лесостепи. Основу питания составляют грызуны, также охотится на ондатр, бурундуков, белок; местами поедает кедровые орешки и ягоды.
Теперь переходим к следующему заданию. Вам необходимо решить задачу:
«Масса взрослого гималайского медведя 185,535 кг, а масса новорожденного медвежонка на 185,085 кг меньше. Длина тела новорожденного медвежонка 0,28 м, а длина взрослого на 2,212м больше. Какова длина взрослого медведя и масса маленького медвежонка?»
Слайд №7
Гималайский медведь – относительно некрупный хищник, уступает по величине бурому медведю и отличается от него более стройным телосложением, на груди медведя V –образное белое пятно. В России обитает только в Уссурийском крае и Приамурье. |
Решают задачу в тетради, говорят ответ.
В тетрадях самостоятельно находят значение выражения, говорят ответ.
Находят значение выражения, отвечают на поставленный вопрос.
Самостоятельно решают задачу, проговаривают ответ. |
5. |
Работа по карточкам
Рассказ учащегося об ученом.
Рассказ учителя |
6 мин |
Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, и выполните задания. Если все задания выполнены верно, то вы узнаете имя знаменитого ученого XV века, который впервые описал правила вычисления с десятичными дробями.
Приложение 2.
Слайд №8
Полное имя этого ученого аль – Каши Джемшйд Ибн Масуд. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий. |
Выполняют задания.
Заранее подготовленный ученик рассказывает об ученом
Приложение 1. |
6.
7. |
Самостоятельная работа
Домашнее задание творческого характера |
11 мин
2 мин |
Итог нашего занятия – это самостоятельная работа в форме теста. Возьмите карточки с надписью «Самостоятельная работа»,приступайте к работе. Ответы проверяем, поменявшись тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка).
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните сложение:
0,287 + 0,3156 + 7,12
1) 0,6738 2) 7,7226 3) 77,226
2. Выполните вычитание:
14,7129 - 2,68 - 0,4009
1) 11,632 2) 14,2852 3)1,1632
3. Найдите массу банки с краской, если масса краски 2,85кг, а масса банки на 1, 93 кг меньше?
1) 3,77кг 2) 7,63кг 3) 4,77кг
4. Найдите скорость лодки по течению реки, если скорость лодки в стоячей воде 4,383 км/ч, а скорость реки 1,6 км/ч
1)2,783км/ч 2)4,399км/ч
3) 5,983км/ч
5. Решите уравнение:
x + 3,7 = 8
1) 43 2) 4,3 3) 2,9
Поменялись тетрадями, сравнили ответы, выставили оценки, используя оценочную шкалу.
Верные ответы:
1) 2 2) 1 3) 1 4) 3 5) 2
Оценочная шкала
кол-во ответов |
5 |
4 |
3 |
2,1 |
оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Слайд № 9
Поставили отметки в дневники.
Составьте задание на разгадывание зашифрованного слова.
Слайд № 10
|
Выполняют задания.
Сверяют ответы, выставляют оценки, используя оценочную шкалу.
Записывают задание в дневниках |
8. |
Игровой момент (при наличии времени) |
3 мин |
Я приглашаю 2-х учащихся по желанию. Перед вами два конверта, выберите любой из них (один учащийся получает приз, а другой у доски решает уравнение: (6 +x) +3,8 = 20,6) |
Решают уравнение в тетради |
9. |
Подведение итогов урока |
2 мин |
Спасибо всем за урок.
До свидания.
Слайд № 11 |
Говорят о том, какие задания, на какие правила были решены.
Рефлексия. |
Приложение 1.
Решать задачу облегчения вычислений ученые начали ещё с древних времен. Но только в ХV веке самаркандский астроном Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды Каши долгое время были неизвестны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять, а действия с обыкновенными дробями не давали возможности делать это.
Приложение 2.
Карточка № 1
№ |
И |
Н |
А |
Л |
К |
Ш |
1 |
4,946 |
5,801 |
9,446 |
8,36 |
9,77 |
9,41 |
2 |
5,06 |
3,24 |
3,44 |
4,04 |
5,16 |
5,42 |
3 |
100,4 |
179,56 |
85,6 |
100,36 |
89,4 |
94,44 |
4 |
30,85 |
24,9 |
34,55 |
30,15 |
32,515 |
29,4 |
Задания:
-
4,41 + 5,36 =
-
5,24 – 1,8 =
-
Решите уравнение: 137 – Х = 42,56
-
4. Яблоки с ящиком весят 32,7кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85кг?
Используемая литература
При подготовке к уроку использовались источники информации:
-
компьютерные справочные материалы Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия;
-
Интернет-ресурсы;
-
Работы авторов Скороходовой Г.С., Борькиной В.И.
-
А.С.Чесноков, К.И.Нешков «Дидактические материалы по математике для 5 класса» ,М., 2008.
|