GISMETEO: Погода по г.Арти

Приложение №2
М.Ю. Сабурова
учитель географии
МОУ «Сухановская СОШ»

Тема урока: Литосфера и мантия Земли. Вулканы.

Пояснительная записка.

Урок природоведения в 5 классе по теме «Литосфера и мантия Земли. Вулканы» рассчитан на средний уровень обученности. Тема «Вулканы, горячее источники, гейзеры» изучается и в 6 классе (Т.П.Герасименко, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс.). По программе в 6 классе для изучения географии даётся 1 час в неделю, учебник рассчитан на 2, поэтому времени недостаточно. Наиболее подробно изучив вулкан в 5 классе, в 6 классе пораграф 19 «Вулканы, горячие источники, гейзеры» можно дать на самостоятельное изучение.

В данном классе высокая мотивация учащихся к предмету, что даёт возможность применения различных форм работы, дети легко и непринуждённо переключаются с одной работы на другую. На предыдущем уроке по изучению темы «Землетрясения» дети включились в исследовательскую работу, отмечая наиболее сейсмоопасные участки на земной поверхности. На данном уроке они отметят вулканы на контурных картах и придут к выводу о том, что участки земной коры, где проходят землетрясения и вулканы совпадают. Работа будет продолжена на следующем уроке при изучении горячих источников и гейзеров. Дети, сами о том не подозревая, занимаются исследовательской деятельностью.

Форма занятия: классно-урочная, продолжительность 1 урок (40 минут).
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.

Задачи урока: Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов, о формах вулканов и их извержениях, происхождением вулканических островов.

Оборудование и наглядность: мультимедийный проектор и проекционный экран, электронный учебник «Начальный курс географии. 6 класс», презентация «Вулканы и их последствия», карта полушарий, карточки со словами «очаг», «жерло», «кратер», «лава».

Учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение 5 класс.

Список используемой литературы.

  1. Бочкова О. “ Земля”. - М.: СЛОВО/SLOYO, 2001
  2. Варли К., Майлз Л. Георафия Энциклопедия. – М.: “РОСМЭН” 2001
  3. Герасименко Т.П., Неклюкова Н.П.. География. Начальный курс. 6класс.-м.: ООО «Дрофа» 2006
  4. ТайлерД. В школе и дома. “Всемирная география”. - М.: “РОСМЕН”1999

Ход урока.

этапы урока

деятельность педагога

деятельность учащихся

1

Оргмомент (1')

 

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Успокаиваются и готовятся к усвоению новой информации

2

Опрос домашнего задания. (5')

1. Какие виды движения земной коры вы знаете?

 

2. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения?

 

 

3. Как землетрясения могут изменить рельеф?

 

4. Как необходимо вести себя при землетрясении?

 

 

5. Перечислите последствия сильных землетрясений.

 

Оценивание ответов учащихся

Ответы учащихся: (Медленные горизонтальные и вертикальные, складчатые, разрывные)

(Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)

 

(Возникают трещины, обвалы, могут опускаться или подняться крупные блоки земной коры.)

 

(Если вы находитесь в здании, то следует срочно его покинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линий электропередач)

 

(Разрушаются дома, автомагистрали, железные дороги, мосты, нефтегазопроводы. Может случиться атомный взрыв в случае разрушения АЭС и т.д.)

3

Сообщение темы и цели урока (1)

Одно из грозных природных явлений как землетрясение часто сопровождается ещё одним явлением –вулканизмом. Сегодня мы не только познакомимся с этим огнедышащим монстром, но и рассмотрим причины возникновения вулканов.

 

4

Основная часть (25')

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

Работа в тетради

 

 

 

 

 

 

Демонстрация опыта.

Активизация знаний учащихся:


-Что вам известно о вулканах?
Обобщение ответов учащихся. Вступительная беседа учителя: Латинское слово “Вулканус” - у древних римлян – Бог Огня. Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.
Вулканы образно называют “огнедышащими горами”. Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.

Показ видеоролика о вулкане Стромболи на одноимённом острове в Средиземном море. (эл. учебник пр.13, стр. 1)
После просмотра:
- Расскажите о древнеримском мифе, связанном с этим вулканом.
- Как использовали вулкан Стромболи античные мореплаватели?
- Почему диктор призывает к бдительности, осторожности моряков и туристов?
-Что же такое вулкан и как он образуется?

Обратимся к учебнику. Стр.73

-Обратите внимание на доску (на доске рисунок, выполненный цветными мелками или фломастером на бумаге). С помощью карточек определите части вулкана.

-Пользуясь изображением на доске нарисуем схему вулкана в тетради.
-Любой вулкан состоит из очага, жерла и кратера, но формы могут быть совершенно разнообразными. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Форма вулкана зависит от вязкости лавы. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.

(При строгом соблюдении правил ТБ приглашённый учитель химии демонстрирует опыт “Вулкан на столе” из бихромата аммония. По возможности затемнить окна в классе для ещё более зрелищной картины извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы.)

В доказательство того, что по форме вулканы могут быть разные, снова обратимся к эл. учебнику. (просмотр видеоролика о вулканах Исландии, пр.13, стр.1)
- Чем опасны вулканы Исландии и подобные им?
- Вулканы, как и землетрясения, приносят много бедствий человечеству. Демонстрация презентации «Вулканы и их последствия» с комментариями учителя. Вулканы (презентация)
.

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика, работа по содержанию видеоролика

 

 

Ответы учащихся

 

Читают текст из учебника, рассматривают схему вулкана в учебнике.

 

С помощью карточек определяют «очаг», «жерло», «кратер», «лаву».

Рисуют схему вулкана, подписывают части.

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за опытом

Определяют форму «вулкана» - коническая.

 

 

 

 

После просмотра презентации учащиеся записывают в тетрадь названия вулканов, которые упоминались в презентации.

 

Работа с контурными картами.

На прошлом занятии на контурных картах мы отметили территории на Земле, где произошли наиболее разрушительные землетрясения. Сейчас на этой же карте, пользуясь атласами, отметим потухшие и действующие вулканы. Список у вас в тетради.

Работают с атласами и контурными картами.

6

Закрепление изученного материала (5')

1. Что такое вулкан? Каковы причины их образования?

2. Способствуют ли вулканы увеличению площади суши на нашей планете?
3. Каким условным знаком на картах показаны вулканы действующие и потухшие?
4. На каком материке нет ни действующих, ни потухших вулканов?

(В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, в которые выливается вещество мантии)
(Да, образуются целые острова в океанах, растут горы.)
(Чёрные и красные звёздочки)

(Австралия)

7

Вывод по уроку

Что вы можете сказать о вулканах и землетрясениях?

Учащиеся приходят к выводу, что участки земной коры, где проходят землетрясения и вулканы совпадают.

8

Домашнее задание (2')

Прочитать текст в учебнике стр.73-75. Найти материал о гейзерах.

Записывают домашнее задание дневник

9

Подведение итогов урока (1')

Оценивание ответов учащихся в течение урока, выставление отметок в журнал и дневники.

 

Критерии оценивания ответов учащихся:

Предметно – информационная

Деятельностно – коммуникативная

Ценностно – ориентационная

«5»

Ученик обладает глубокими знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно – следственные связи событий и явлений

Умеет работать с таблицами, картами, анализируя их. Умеет соотнести рассматриваемые процессы, события с подобными процессами и событиями, дает им оценку

Дает обоснованную оценку событиям, явлениям, дополняет свой ответ личными примерами

«4»

Обладает достаточно полными знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно – следственные связи событий и явлений

Умеет работать с таблицами, картами, читает их, используя в своём ответе

Способен дать обоснованную оценку событиям, явлениям

«3»

Строит свой ответ на основе воспроизведения материала в рамках школьной программы, ориентируясь на понятия и фактический материал

Знает понятия и факты, таблицы, карты, использует как иллюстративный материал

При ответе тему раскрывает не полностью, затрудняется дать собственную оценку своему ответу

«2»

Пробует строить свой ответ на основе воспроизведения материала по теме, ориентируясь на отдельные факты

Не умеет пользоваться таблицами, картинами, картами, не ориентируется в них

Не может дать собственную оценку своему ответу

 
Главная.    Для учеников.   Для учителей.   Официальные документы.   Методическая страничка.   Реализация ФГОС.   События, конкурсы.   Школьная газета.   Самоуправление.   Школьный музей.   Спорт.   Контакты.
Сайт создан в системе uCoz