GISMETEO: Погода по г.Арти

Почему у сельских школьников знания хуже?

Одной из главных целей введения ЕГЭ стало стремление повысить доступность высшего профессионального образования для способной молодежи, в том числе и для выпускников сельских школ. Однако статистика свидетельствует, что процент первокурсников из села, поступивших в высшие учебные заведения в 2009 году на бюджетные места остался очень низким. Впрочем, ЕГЭ здесь совершенно ни при чем. Прежде всего, такая ситуация связана с невысоким уровнем знаний выпускников сельских школ. Но почему это происходит, если в таких школах обучение фактически индивидуальное из-за малой наполняемости классов?

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Добавим к этому, что по уровню оснащенности компьютерами, сельские школы находятся даже в более выгодном положении, чем городские. Есть такой показатель в обиходе, как число учащихся на один имеющийся компьютер. По этому показателю сегодня практически любая школа на селе, насчитывающая минимум пять-шесть компьютеров, опередит крупную городскую школу. В сельских учебных заведениях имеются и интерактивные доски, и мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть — знаний нет!
В чем причина?

На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей. Сказывается и недостаток учреждений культуры на селе, — никакой Интернет не заменит отсутствие библиотек, музеев, театров.

Также есть ряд причин, связанных со школой. В малокомплектных школах отсутствует возможность иметь специалистов по каждому предмету. Нередки случаи, когда, к примеру, учитель труда ведет еще и физику, а словесник преподает историю. Конечно, учителям-совместителям сложно дать детям прочные знания. Но ведь и по основному своему предмету сельские педагоги не могут дать достаточно знаний, не говоря уже о подготовке к олимпиадам. Результаты сдачи ЕГЭ также показывают, что у городских выпускников качество знаний заметно выше.

Понятно, что эффективность учебного процесса в малокомплектных школах в целом крайне низка. И одной из существенных причин этого является отсутствие системы обучения и методики преподавания, которые учитывали бы особенности классов с малой наполняемостью. Представляете, учитель приходит в класс на урок, а перед ним за одной-двумя партами умещается весь класс! Чисто психологически педагогу тяжело объяснять новый материал, когда его изо дня в день слушают два-три человека.


«Да что я буду распинаться перед тремя учениками?» — невольно думает учитель.

Даже если учитель отлично знает учебный материал по предмету, ему нелегко заставить себя выкладываться, что называется, «на все сто». «Да что я буду распинаться перед тремя учениками?» — невольно думает учитель. И вслух произносит примерно следующее: «Ребята, откройте учебник, читайте самостоятельно новый параграф. Кому что будет непонятно, спросите меня». Реально так и происходит во многих случаях. О каком тут качестве знаний говорить тогда? И осуждать педагогов в такой ситуации вряд ли стоит. Допустим, если в зрительном зале театра имени Вахтангова будет сидеть два зрителя, — вряд ли даже блистательный Василий Лановой продемонстрирует выдающееся актерское мастерство.

Мне представляется два выхода из ситуации, связанной с низким качеством обучения сельских школьников. Первый способ решения проблемы, которая существует десятилетия, основан на создании абсолютно новой системы обучения в малокомплектной школе. Классно-урочная система здесь себя не оправдывает! Для наглядности можно взять физкультуру. Как можно научить школьников играть в волейбол, если количества учеников в классе, считая мальчиков и девочек, не хватает даже на одну полную команду, а их нужно для игры две? В основу новой системы должны быть положены совершенно иные принципы, отражающие возможности, с одной стороны, индивидуального обучения, а, с другой стороны, разновозрастного обучения. Их нужно разумно сочетать. Естественно, требуется и принципиально иная методика преподавания. Правда, пока не слышно, чтобы Минобразования и Академия педагогических и социальных наук озаботились бы вопросом разработки новой системы обучения для малокомплектных школ.

Второй вариант решения проблемы связан с закрытием малочисленных школ и переводом учащихся в базовые школы. Если до райцентра 10-15 километров, то легче купить автобус, который будет возить школьников учиться в город. Дети от этого только выиграют! Данный вариант к тому же и гораздо экономичнее. Представляете, сколько нужно средств, чтобы содержать здание школы, отапливать его, освещать? Если в школе учится 30-40 учеников, то бюджетные затраты на одного школьника становятся колоссальными!

Вот только при закрытии малокомплектных школ приходится сталкиваться с двумя негативными моментами. Первый связан с устоявшимся мнением, что без школы у села нет будущего. Как показывает практика 60-х годов, когда повсеместно закрывались школы в неперспективных деревнях, это, на самом деле, так. Большинство родителей постепенно уедут из населенного пункта, где отсутствует школа. Второй момент связан с высвобождением большого числа учителей, которым работу в селе будет просто не найти.

Так что же делать?..

 
Главная.    Для учеников.   Для учителей.   Официальные документы.   Методическая страничка.   Реализация ФГОС.   События, конкурсы.   Школьная газета.   Самоуправление.   Школьный музей.   Спорт.   Контакты.
Сайт создан в системе uCoz